Минпромторг высказался против предложенного в Госдуме запрета на вейпы и электронные сигареты в России. В ведомстве считают, что запрет приведет к росту черного рынка с неконтролируемой продукцией и утратой налогооблагаемой базы. Об этом сообщил заместитель директора департамента цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский, передает ТАСС.
Заславский отметил, что полный запрет на вейпы и электронные сигареты может спровоцировать неконтролируемую торговлю на черном рынке, где неизвестно ни содержание никотина, ни кто занимается продажей. Вдобавок, бюджет понесет значительные потери из-за исчезновения налогооблагаемой базы.
Вместо запрета Минпромторг предлагает ускорить введение обязательной маркировки, направленной на борьбу с нелегальной продукцией, содержащей никотин. В настоящее время в России проводится добровольный эксперимент по маркировке никотиновых жидкостей и одноразовых устройств доставки никотина. Заславский сообщил, что многие участники рынка настаивают на скорейшем введении обязательной маркировки, однако окончательное решение будет принимать правительство.
Кроме того, Минфин уже внес в правительство законопроект, который регулирует производство и оборот табачных изделий и сырья по аналогии с рынком алкоголя. По мнению Минпромторга, такие меры могут помочь легализовать рынок. По данным Счетной палаты, за период с 2016 года по первую половину 2021 года федеральный бюджет недополучил 295,6 млрд рублей из-за нелегального оборота табака.
17 июля партия ЛДПР потребовала запретить электронные сигареты и вейпы в России, заявив, что соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Госдуму. Лидер партии Леонид Слуцкий предложил ввести запрет по примеру стран, где такие меры уже приняты.
Между тем, за период с 2019 по 2021 годы количество точек продажи электронных сигарет в России удвоилось, сообщили в декабре 2021 года «Яндекс Бизнес» и 2ГИС. В апреле 2022 года Japan Tobacco, крупнейший производитель табачных изделий в России, сообщил о возможности ухода с рынка, а British American Tobacco и Imperial Brands также рассматривают аналогичные шаги.